Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]



10.02.2002

10. Захват-1
Несколько слов о затакте

Рано или поздно любой нотовод сталкивается с необходимостью ввести затакт. О том, что его нужно вводить каким-то особенным образом, человек задумается уже только после того, как наберёт нотный текст и увидит, что что-то тут не так:

Ага, скажет наш нотовод, надо подвинуть тактовую черту. Действительно, затакт, состоящий всего лишь из одной восьмушки, получился шире, чем некоторые из полных тактов (например, первый такт на второй строчке). Да и заключительный неполный такт, который в сумме с затактом должен составлять две четверти, тоже выглядит как-то черезчур свободно. После некоторых манипуляций с инструментом (Measure Tool) текст будет приведён в надлежащий вид. Однако тут возникнет ещё одна проблема: при проигрывании компьютер делает долгую паузу после первой ноты, а также в самом конце — перед знаком репризы (мы специально его поставили, чтобы эта пауза перед переходом к началу была слышна).

И вот тут-то наш нотовод придёт к пониманию основополагающего принципа нотного набора: внешний вид должен соответствовать внутреннему представлению. Двигая тактовые черты, мы изменили лишь внешний вид, программа же продолжала воспринимать нашу затактовую восьмушку как первую ноту недописанного (но полноценного) такта. То же самое и с последним тактом.

Отсюда вывод: программе надо каким-то образом сообщить (если она сама этого не понимает) о том, что в затакте и в последнем неполном такте не две четверти, а меньше.

Руководствуясь интуицией, человек начинает шарить по менюшкам, щёлкать мышью по всем возможным и невозможным иконкам, и очень нескоро натыкается на окошко Options / Document Settings / Set Pickups, которое, вроде бы, могло бы походить на диалог для установки затакта. Почитав Help или руководство пользователя, наш нотовод окончательно укрепится в своей догадке, что да: это оно.

Нет! Не трогайте эту штуку. Вообще, этот пункт в меню следовало бы пометить соответствующей иконкой:

Почему не надо пользоваться специально предназначенным для затакта инструментом, это мы обсудим позже. А сперва разберёмся как надо делать.

Мы уже выяснили, что нам нужно сообщить программе, сколько на самом деле будет в такте долей вместо обозначенных в размере. Для этого воспользуемся инструментом (Time Signature Tool). Обычная его функция — изменять тактовый размер. Однако у него есть весьма полезное свойство, открывающееся при нажатии кнопки Options >> в диалоге Time Signature: устанавливать один размер для внутреннего представления, а другой — для показа широкой публике. Таким образом, нам нужно для затакта установить размер одну восьмую (верхняя часть диалога), в то время как показан будет размер две четверти (нижняя часть диалога). Не забудьте при этом установить галочку Use a Different Time Signature for Display (уж можно было бы сделать, чтобы она сама ставилась, когда мы изменяем нижний размер,— пожелание номер 9), а также задать Measure Region, состоящий только из одного такта (верхняя «пуговица»). После того, как мы проделаем аналогичную процедуру с последним тактом, установив для него внутренний размер одна четверть с точкой, а показываемый две четверти, наша запись примет благополучный вид, будет поддаваться автоматическому ранжированию и при проигрывании не вставит лишних пауз:

Да, кстати, насчёт ранжирования! Я полагаю, что у вас уже стоит в шаблоне 0 в качестве значения параметра Options / Document Settings / Music Spacing Options / Minimum Measure Width (это обсуждалось в предыдущем выпуске). Если нет, то сейчас самое время это сделать, иначе затакт с восьмушкой будет такой же ширины, как и все остальные такты.

Если мы теперь захотим, чтобы Finale правильно проставила номера тактов, надо не забыть указать, что нумерационный регион начинается с такта 2 (Measure / Measure Numbers / Edit Regions / нужный регион / Includes Measure).

Описанный способ можно использовать не только в начале файла, но и в любом другом его месте (если вы набираете несколько произведений или многочастное произведение в одном файле).

 

Теперь обещанные комментарии насчёт команды Set Pickups. Заглянем для справки в Новый Большой англо-русский словарь:

    pickup I ['pIkAp] n
  1. 1) подъём, подхват; захват 2) сбор, подбор
  2. авт. пикап (тип кузова)
  3. с.-х. пикап, подборщик
  4. тех. захватывающее приспособление
  5. тлв. передающая трубка direct pickupа) прямая передача, б) студийная передача field pickup — внестудийная передача
  6. звукосниматель, адаптер
  7. элк. датчик; преобразователь; щуп
  8. 1) перехват (разговора, сообщения) 2) радио подхватывание (волны, сигнала)
  9. спорт. ловля, подбор (мяча)
  10. спец. восприятие, чувствительность
  11. физ. ускорение
  12. воен. обнаружение; захват (цели)
  13. разг. улучшение; оживление; подъём; наращивание (темпов)
  14. разг. 1) случайная знакомая 2) случайный, попутный пассажир 3) ист. проститутка
  15. разг. удачная покупка, что-л. приобретённое по случаю
  16. разг. последний поезд
  17. разг. еда или выпивка на скорую руку
  18. разг. арест
  19. проф. подновлённая статья, выдаваемая за новую, статья, основанная на старом материале
  20. pl 1) самородки 2) драгоценные камни

Ни одно из двадцати значений существительного pickup не имеет прямого отношения к затакту. Вот почему в Finale его так сложно найти. Вы же не будете искать в меню слово «захват», когда вам нужно поместить в ноты затакт. Это как раз то, что называется плохим юзабилити. Но пользоваться «захватом» не стоит по другим причинам.

Во-первых, вы не сможете при помощи Set Pickups установить затакт, равный пяти восьмым (или любой другой продолжительности, для которой разработчики Finale не предусмотрели отдельной кнопки. В самом деле, нельзя же предусмотреть кнопку на любой случай жизни — это всё равно, как если бы монетный двор выпустил монеты, достоинства которых соответствовали бы всем возможным ценам в магазине. Хорошо хоть, что в магазинах не требуют расплачиватья одной монетой. А вот Finale хочет, чтобы мы установили длительность затакта обязательно одной кнопкой). Конечно, можно вычислить значение EDU для требуемого размера затакта, помножив его суммарную длительность на 4096 (для пяти восьмых это будет ровно 2560), и ввести полученный результат в предназначенное для этого поле, однако это тоже юзабилити и не пахнет.

Во-вторых, с помощью «захвата» вы сможете поставить затакт только в самом начале файла. Ну а если вы набираете хрестоматию по сольфеджио, состояющую из 400 упражнений, половина которых начинается с затакта? Набирать каждое отдельным файлом? В инструкции к программе, правда, говорится, что для вставки затакта в любое другое место файла, кроме самого его начала, нужно воспользоваться инструментом (Mirror Tool — зеркало). Очень хорошо! Логика этого инструмента прямо противоположна «захвату»: там от вас потребуется ввести не длительность затакта, а размер неиспользуемой затактом части такта. Нужны ли комментарии о юзабилити?

В-третьих, если вы уже набрали затакт и только после этого вспомнили, что размер всей пьесы у вас должен быть не четыре четверти (как он стоит по умолчанию), а, скажем, три, то при попытке поменять размер (без установленного флажка Rebeam music в рамке Time Signature) вы увидите, как ноты вашего затакта наползли на первый такт. И это всё потому, что Finale помнит не размер затакта, а размер неиспользуемой части такта (соответствующий устанавливаемому в «зеркале», даже если вы пользовались не им, а «захватом»).

В-четвёртых, если вы привязали к затакту некое обозначение (допустим, темповое, при помощи , Expression Tool), то при позиционировании оно может начать вырываться из рук, как это делают некоторые другие объекты, описанные в выпуске, посвящённом полтергейсту, а в некоторых случаях его невозможно будет разместить над обозначением размера (где, собственно, и должно находиться темповое обозначение).

Наверное, достаточно. В общем, вывод такой: не пользуйтесь «захватами» и «зеркалами». Ну и, конечно, Setup Wizard’ом, поскольку он предлагает установить затакт при помощи «захвата». И, к тому же, без возможности ввести его длительность как EDU.


Бонус трек:


назад содержание вперед