Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]


Нам помогают:
Юристы адвокаты по земельным вопросам в вологда земельный юрист вологда.

02.02.2002

5. Нерусский размер

Не пугайтесь, ради бога не пугайтесь!

Герман


как убрать лишние кусочки нотоносцев в конце системы (после тактовой черты) при смене размера в 1вом такте следующей системы (новый размер соответственно отображается в конце этой) - дело в том, что сам размер вынесен наверх (как в Алисе)

Для того, чтобы убрать предупреждающее обозначение размера при переходе на новую систему, а вместе с ним и «лишние кусочки нотоносцев», пользуясь инструментом (Measure tool), дважды щелкаем по такту, предшествующему смене размера, и ставим галочку Hide Cautionary Clefs, Key and Time Signatures.

станет

Чтобы вынести обозначение размера вверх, мы задаём смещения в окошке Options / Document Settings / Time Signature Options для верхней (Top Symbol) и нижней (Bottom Symbol) цифры. В данном примере было выбрано смещение 100e.

Благодаря вынесению обозначений размера наверх, освобождается место на самóм нотоносце, и у нас (или у автора) может возникнуть справедливое желание это место заполнить. На следующей иллюстрации места, подлежащие заполнению, помечены цветными пятнами:

Пространство, отводимое на каждое обозначение размера, состоит из трёх частей: отступ слева, ширина собственно обозначения и отступ справа. Левый и правый отступы являются величинами, общими для всего файла и задаваемыми при помощи двух полей в Options / Document Settings / Music Options / Spacing / Time. Установив оба отступа равными нулю, мы выиграем 36e с каждого обозначения размера (поскольку изначально в шаблоне Finale стоит слева 24e, а справа 12e), а это, ни много, ни мало, полтора промежутка между нотными линейками.

Как избавиться от пространства, выделяемого на само обозначение? Никак. То есть, конечно, есть разные способы, но они не приводят к желаемому результату. Например, такой способ: отредактировать шрифт с цифрами так, чтобы ширина каждого знака была нулевой. Для этого правая граница каждого символа в редакторе шрифтов перетаскивается на место левой.

Два обстоятельства препятствуют воплощению этого способа. Во-первых, если ширина символов будет нулевой, то при попытке поставить такой размер, как , правые символы наложатся на левые. А во-вторых, Finale считает, что если суммарная ширина обозначения размера равна нулю, то при переходе на новую систему для него не нужно выводить предупреждающее обозначение. Таким образом, мы полностью освобождаем место зелёного пятна в нашем примере, но вместе с этим мы лишаемся и самого обозначения размера над этим пятном.

Заносим наши пожелания в Coda Wish List под номером 2, а до тех пор, пока они не воплощены, будем рисовать предупреждающие обозначения размера с помощью инструмента (Text), привязывая его, разумеется, не к странице, а к такту:

Для того, чтобы в остальных случаях (не предупреждающих) обозначения размера появлялись более или менее над тактовой чертой, его левый и правый отступ установлены равными -24e. Кроме того, изменены значения других отступов в рамке Options / Document Settings / Music Options / Spacing, и эти изменения полезно сделать в своём шаблоне постоянными:


      Before After
Clef    12    12
Key     12    24
Music   24     0

 

В вопросе, с которого началось наше обсуждение, прозвучало слово «Алиса». Подразумевалась опера А. Кнайфеля «Алиса в стране чудес». Особенностью нотации обозначений размера в этой опере является не только то, что они «вынесены наверх», но также и то, что доли в них обозначены не цифрой, а нотой:

Finale сопротивляется такому обозначению всеми силами. Первая мысль, которая приходит в голову, это заменить в шрифте, который используется для вывода нижней части обозначения, все цифры на ноты разных длительностей. Скажем, вместо 2 поставить половинную нотку, вместо 4 — четвертную, а вместо 8 — восьмушку. Можно было бы даже пожертвовать шестнадцатыми и тридцатьвторыми: нечасто встречаются размеры с такими мелкими долями. Но вот беда: Finale берёт верхнюю и нижнюю цифры для обозначения размера из одного шрифта. И разделить их невозможно.

А даже, если бы мы и смогли это сделать, нам не удалось бы воспользоваться основным преимуществом такого типа обозначений размера — указывать в качестве счётной доли ноту с точкой. Потому что Finale вместо «» писала бы «».

Придётся идти на компромисс — рисовать нотку вручную. Только цифру нижнюю надо спрятать. А это тоже делается нетривиальным способом, так как такая возможность отдельно для каждой цифры в Finale не предусмотрена. Единственное, что можно делать с цифрами по-отдельности, так это двигать их вверх-вниз. Вот и придётся при помощи Options / Document Settings / Time Signature Options / Bottom Symbol задвинуть нижнюю цифру так далеко, чтобы она не помещалась в область печати. Зная, что для хранения значения сдвига, которое может быть положительным и отрицательным, Finale выделяет два байта, мы приходим к выводу, что максимальным значением может быть 32767e. Если перевести это в сантиметры, то получится, что мы сдвинули нижнюю цифру на 288,986 см вверх. Это расстояние более, чем в два раза превышает длину формата А0, так что мы можем не бояться, что цифра вылезет где-нибудь в неподходящем месте.


назад содержание вперед