Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]


Нам помогают:
Купить диплом Смоленск источник.
Купить диплом Саратов еще по теме.

4.09.2002

18. Летающие фонари

Скрипнула калитка и пропел петух,
П***нула корова и фонарь потух.   

Детская народная песня

Сегодняшняя тема вполне могла бы занять достойное место в разделе о полтергейсте, однако она настолько объёмна, что ей придётся посвятить отдельный выпуск.

Вот вопрос, присланный Маратом Капрановым из Петербурга:


В процессе работы с Финалом я обратил внимание, что сеньо и фонари неприлично прыгают. Выглядит так: набираю пьесу, расставляю сеньо и фонари, а затем набираю вторую пьесу, третью... Потом просматриваю уже сделанную работу и вижу, что все сеньо и фонари улетели. Причём довольно далеко от тактов.

Причиной этих прыжков может быть один из трёх факторов (или любая их комбинация):

1. Случайно сброшенный флажок;

2. Плохо продуманная библиотека Finale;

3. Баг Finale.

Попробуем разобраться с природой этих препятствий и методами борьбы с ними.

 

У так называемых текстовых повторов (Text Repeats), к числу которых относятся фонари и сеньо, может быть два блока параметров: один общий для всех обозначений конкретного типа, а другой — отдельный для каждого места, где это обозначение появляется в партитуре. Для простоты будем называть первый из них родительским, а второй собственным. Если мы меняем у одного из обозначений родительский параметр, то он автоматически будет изменен у всех аналогичных обозначений; если же изменять собственный, то на остальные обозначения это не повлияет.

Причина 1: случайно сброшенный флажок.

Рассмотрим очень подробно технологический процесс помещения в ноты фонаря. Включаем инструмент (Repeat Tool) и щелкаем левой кнопкой мыши в том месте такта, к которому мы хотим прикрепить знак:

(Перед этим убедимся, что стрелка курсора указывает именно на ту строчку, которая нам нужна, а не на более верхнюю).

После того, как мы двойным щелчком (или нажатием кнопки Select) выбираем в диалоге Repeat Selection нужный знак, мы получаем диалог Repeat Assignment, в котором нам дают возможность установить собственные параметры знака, касающиеся его логических свойств, влияющих на то, что должна делать программа, встретив этот знак во время проигрывания: куда переходить, сколько раз повторять, и так далее. Важное место среди этих параметров занимает флажок Individual Positioning. Ее наличие означает, что данному знаку будут присвоены не только собственные логические параметры, но и собственные визуальные — то есть, он сможет иметь своё собственное расположение относительно такта, к которому он прикреплён, независимое от других таких же знаков. Уберём её. Позже мы рассмотрим, зачем она может понадобиться. Итак, фонарь появился:

Что нам о нём известно? Пока ничего. Щелкнем по такту, чтобы рядом с фонарём появился управляющий им квадратик («хендл»). Если теперь дважды щелкнуть по этому квадратику (или, щелкнув по нему правой кнопкой, выбрать Edit Repeat Definition... из контекстного меню), то появится диалоговое окошко с родительскими параметрами, общими для всех фонарей. Нас больше всего будет интересовать рамка в нижней его части:

Слева указана точка отсчета для горизонтальной позиции фонаря: от левого края такта, от правого или от центра. А справа, соответственно, горизонтальное смещение от выбранной точки отсчета и вертикальное — от верхней нотной линейки. Эти координаты в точности соответствуют той точке, в которую мы ткнули указателем мыши, перед тем как ставить знак. Не надо думать, что я такой снайпер, что так красиво смог попасть мышью в точку, соответствующую левому краю такта (Horizontal Offset 0) на высоте двух промежутков между нотными линейками над нотным станом (Vertical Offset 48), я просто исправил значения координат прямо в этой рамке. Прямо сейчас вам этого делать не следует по одной простой причине: эти координаты, как я уже и говорил, общие для всех фонарей. Как только вы щелкнете мышью в другом такте, чтобы поставить еще один фонарь, сразу всем фонарям в файле будут присвоены новые (родительские) координаты.

А что будет, если мы, не заходя ни в какие настройки, просто схватим фонарь мышью за его квадратик и будем таскать туда-сюда? Самое время вспомнить про галочку Individual Positioning, о которой мы говорили выше. Если она была убрана, то, двигая один фонарь, мы будем двигать все фонари в файле, то есть мы будем менять те самые родительские координаты, цифровое выражение которых мы видели в диалоге Edit Repeat Designer. (Пусть вас не обманет то обстоятельство, что после того, как вы сдвинули этот фонарь, все остальные фонари остались на месте — нажмите Ctrl+D, что вызовет обновление экрана, и вы увидите, что остальные фонари тоже переместились.)

Если же галочка стояла на месте, то будут изменяться координаты только этого конкретного фонаря, все остальные фонари в файле останутся на своих местах. Эти собственные координаты фонаря, которые складываются с родительскими для получения окончательных координат, узнать или задать в цифровом виде невозможно. Их можно менять только посредством мыши, визуально, что, согласитесь, достаточно неудобно для полиграфического инструмента. Настолько неудобно, что может возникнуть желание не пользоваться индивидуальным позиционированием фонаря. Однако...

(Кстати, саму галочку Individual Positioning можно поставить или убрать в любой момент у любого из уже поставленных фонарей, если два раза щелкнуть по его квадратику, удерживая нажатой клавишу Shift, или если выбрать из контекстного меню, доступного по нажатию правой кнопкой мыши на квадратике фонаря, команду Edit Repeat Assignment... .)

Для чего нужен такой флажок? Или, иначе говоря, для чего нужна возможность изменять индивидуальные координаты фонаря, если, на первый взгляд, все фонари обычно помещаются одинаково над тактовой чертой? Вот пример. Допустим, у нас появилась высокая нота, и мы поместили второй фонарь над ней (флажок Individual Positioning сброшен и у него, и у первого фонаря):

Первый фонарь взлетел неприлично высоко. Так высоко, что его могут не заметить, или подумать, что он относится к другой строчке. Если же теперь поставить у обоих фонарей галочку Individual Positioning, то можно сдвинуть первый из них вниз, в то время, как второй останется на своём месте.

Итак, мы выяснили первую причину прыгающих фонарей — убранный флажок Individual Positioning в диалоге Repeat Assignment. Но, к сожалению, есть и другие причины.

Причина 2: плохо продуманная библиотека Finale.

Фонари, как и сеньо, всегда применяются парами. Один фонарь ставят в том месте, откуда нужно переходить, а второй — там, куда. Выглядят оба фонаря совершенно одинаково, за исключением того, что целевой фонарь ставят в начале такта, а отправляющий — в конце. Как поступит новичок в Finale? Он поставит два фонаря, а затем подвинет их мышью на те места, где они должны стоять визуально. Если галочка, о которой шла речь выше, стоит на месте, то получится примерно следующее:

Вроде бы, всё выглядит правильно. Но давайте посмотрим, что произойдёт при переформатировании, если в одном из тактов появятся более мелкие длительности:

И придется снова тащить второй фонарь мышью к двойной черте. А почему? Потому что Finale помнит точное расстояние фонаря не от двойной черты (которая справа) а от начальной черты этого такта (которая слева) и оставляет это расстояние прежним, несмотря на то, что ширина такта изменилась.

Для того, чтобы такого не было, в Finale как раз и предусмотрена возможность задания точки отсчета для горизонтальной позиции фонаря. В нашем случае логика требует, чтобы у второго фонаря точка отсчета была изменена с Left на Right. И тогда вне зависимости от чего бы то ни было, второй фонарь всегда будет привязан к правой (двойной) тактовой черте.

Только вот беда: как мы помним, точка отсчета задается только в родительских параметрах — то есть для всех фонарей одновременно. Стало быть, и первый фонарь сместится к правой тактовой черте:

Отсюда вывод: нам нужно иметь в библиотеке элементов повтора два фонаря (и, разумеется, два сеньо): один с левой точкой отсчета, а другой — с правой. Для этого, всё ещё находясь в режиме (Repeat Tool), щёлкаем в любом месте документа, чтобы вызвать диалог Repeat Selection. Там, выбрав фонарь, даём команду Duplicate, а затем Edit, и в появившихся параметрах изменяем точку отсчёта на Right. То же самое делаем и для сеньо. В результате наша библиотека будет заканчиваться как-то так:

Эту видоизмененную библиотеку неплохо бы сохранить в отдельном файле (с помощью команды File / Save Library / Text Repeats), чтобы потомки всегда могли воспользоваться первым фонарём (или сеньо) для обозначения цели перехода, и вторым фонарём (сеньо) — для направления к оной.

Таким образом, мы исправили вторую причину скачущих фонарей — неудачную библиотеку Finale. Но осталась ещё одна причина...

Причина 3: баг Finale.

Хорошо документированный баг — это фича.

Автор

Когда мы редактировали библиотеку символов (нажав кнопку Edit в списке элементов), то в той же рамке, где указывали точку отсчёта для горизонтальной координаты знака, видели и сами координаты — как горизонтальную, так и вертикальную. И если указанная точка отсчёта будет действовать во всех местах, где мы поставим данный знак, то сами координаты никогда не повлияют ни на один знак, который будет поставлен позже.

Баг Finale заключается в том, что в тот момент, когда мы ставим фонарь в ноты, происходит не присваивание фонарю координат, указанных в библиотеке, а наоборот — засылка в библиотеку координат той точки, где мы щёлкнули мышью. Таким образом, случайно (на глаз) выбранная точка не только становится местоположением для вновь создаваемого знака, но и влияет на местоположение всех остальных аналогичных знаков. При этом наличие или отсутствие галочки Individual Positioning у остальных фонарей никакой роли не играет, так как результирующие координаты складываются из суммы индивидуальных и родительских. Наверное, было бы правильно не суммировать их, а дать им возможность существовать отдельно, самим по себе, а выбор — какими из них пользоваться — мог бы осуществляться той самой галочкой. Но это уже программа-максимум. Пусть хотя бы отменят засылку координат мышиного щелчка в библиотеку.

В принципе, жить можно и с этим багом (хотя, конечно, и неприятно). Для этого нужно сперва расставить все фонари в документе кое-как, лишь бы они стояли в пределах нужного такта, и лишь потом, после того как уже известно, что новых фонарей не появится, настраивать индивидуальные координаты каждого из них. Иначе вставка нового фонаря обязательно нарушит позиционирование предыдущих. Если же, всё-таки, случилось так, что появилась необходимость поставить новый фонарь после того, как все остальные уже стоят на своих точно выверенных местах, то прежде, чем ставить новый фонарь, загляните в родительские координаты этого типа знаков, выбрав его и нажав кнопку Edit, запишите эти координаты на бумажке, а после того, как новый знак будет поставлен (и все остальные знаки этого же типа, разумеется, утратят своё с таким трудом найденное положение), верните координаты с бумажки на место, введя в тот же самый диалог, из которого вы их взяли.

Естественно, мы заносим этот баг в черный список (под номером 24), но без всякой надежды на ответную реакцию разработчиков, поскольку жизнь всегда подтверждает слова, вынесенные в эпиграф к этому подзаголовку.


назад содержание вперед