с. 304

Хелене Ванске

Подтекстовка в вокальных произведениях*

Особая сложность вокальной партии состоит в том, что в нотный текст, который сам по себе должен быть набран визуально ясно (расстояния, соответствие голосов в многоголосии), требуется чётко разместить слоги текста различной ширины; при этом не должен пострадать ни смысл нотного текста, ни типографская эстетика, т. е. следует учитывать как технические, так и художественные аспекты, чтобы сохранить стройность картины.



* Раздел 3.10.5 из книги: Wanske Helene. Musiknotation. Von der Syntax des Notenstichs zum EDV-gesteuerten Notensatz.— Mainz: Schott, 1988.— S. 304–309 (Перевод П. Трубинова. За помощь в переводе благодарю Ганса-Герда Метцлера).

с. 305

Расстановка слогов, ширина которых неравномерна (из-за отличающегося количества и ширины букв), приводит к изменению положения нот (определяемого временем начала их звучания)302. Тем не менее, слоги должны быть расположены под нотами так, чтобы длительность нот, насколько это возможно, оставалась очевидной из расстояний после них и чтобы ранжир не нарушался.

Ниже приводятся основные положения, которые помогут выполнить сформулированное выше требование303.

Нормальное положение слога — по центру под нотой, к которой он относится304:



302 Согласование всех расстояний по самому широкому слогу приведет к неоправданно разряженному расположению.

303 Правила основываются на результатах обсуждения с гравёрами в июле и ноябре 1983 года.

304 Такое же правило содержится и в: Witten R. Die Lehre vom Musiknotensatz.— Leipzig, 1925.— S. 102.

Пример 1

 

Однако, если слог требует больше места, чем отведено для длительности, к которой он относится, и не может получить это место иным способом (например, за счёт последующей паузы), а предыдущая нота, в свою очередь, имеет достаточную длительность и соответствующее ей пространство, то можно сместить слог влево, чтоб он занял часть этого пространства:

Пример 2

 

В противном же случае можно найти место для слога, отказавшись от центрального позиционирования: если слог длинный и пространство, выделенное для ноты, велико, то предыдущая короткая нота уместится в своё обычное небольшое пространство, если слог выровнять по левому краю:

вместо

Пример 3


В первом случае слог «Baum» был смещен вправо и занял пространство половинной ноты; таким образом, маленькое пространство восьмушки не потребовалось увеличивать.

 

Кроме того, подобным же образом слог может частично занимать пространство под другими не-нотными знаками, например:

Пример 4

 

с. 306

Благодаря такому гибкому использованию пространства становится возможным сохранить правильный горизонтальный ранжир и в то же время разместить вокальный текст без нарушения его соответствия с нотами.

При смещении слога из центрального положения влево, необходимо следить, чтоб хотя бы одна буква слога выдавалась вправо от нотного знака, т. е. нельзя смещать слог влево «до упора», чтоб его правый край становился вровень с правым краем ноты:

но не

Пример 5

 

Напротив, выравнивание слога по левому краю ноты вполне допустимо и применяется очень часто (см. случай, показанный в Примере 3, а также следующее правило).

Пример 6

 

«Слог, относящийся к нескольким нотам, соединённым лигой или ребром, должен начинаться точно под первой нотой...»305, т. е. точно по левому краю ноты:



305 Witten, S. 102.

Пример 7

 

«Односложное слово, относящееся к нескольким нотам, соединённым лигой или ребром, также должно начинаться от первой ноты. Если это слово короче, чем соответствующая ему группа нот, то после него проводится тонкая линия, продлевающая слово до последней ноты группы»306*.



306 Witten, S. 103.

* В отечественном нотопечатании такая черта вышла из употребления ещё с советских времён, однако в западной практике до сих пор является обязательной.— Прим. перев.

Пример 8

 

Точно так же и с многосложными словами: если расстояние от первой до последней ноты распева больше, чем занимает относящийся к нему последний слог слова, то после этого слога проводится непрерывная линия до конца распева.

Пример 9

 

с. 307

Если слоги одного слова оказываются расставлены на большое расстояние (из-за большой длительности ноты или из-за распева на несколько нот), между слогами помещается, в зависимости от расстояния, одна или несколько чёрточек* на равном расстоянии одна от другой (прим. 10). Это не относится к последнему слогу слова: если расстояние до следующего слова велико, то оно заполняется непрерывной линией (см. прим. 9).



* В отечественной практике последние пятьдесят лет всегда ставится только одна слоговая чёрточка, независимо от расстояния между нотами.— Прим. перев.



Пример 10

 

Для гравёров размещение слогов имеет больший приоритет, чем горизонтальный нотный ранжир, поэтому сперва всегда рассчитывается размещение текста, а потом нот; однако длительности нот, соответствующих слогам, принимаются во внимание уже при делении текста на слоги.

Дополнительная сложность возникает в многоголосии или в песнях, где под нотами выписываются несколько куплетов. В многоголосии, помимо более коротких длительностей других голосов, требуется в то же время учитывать ширину слогов каждого голоса, и хотя отдельные голоса могут потребовать индивидуального пересмотра горизонтального ранжира, при этом должно сохраняться вертикальное соответствие голосов. Одинаковые слоги, исполняемые одновременно разными голосами, должны размещаться на одной вертикали:

Пример 11

 

Когда под нотами размещается несколько строк текста, нужно иметь в виду следующее:

1. Слоги разных строк, относящиеся к одной и той же ноте, выравниваются друг с другом по центру, за исключением случаев, когда слоги требуется выравнивать по левому краю с нотой (примеры 7 и 8), и тогда все слоги выравниваются по левому краю.

2. Расстояние между нотами, помимо расстояния, диктуемого горизонтальным ранжиром, должно определяться слогом из той строки текста, где слог наиболее широк.

с. 308

Пример 12

 

Куплеты, не поместившиеся под нотами, размещают отдельно после нотного текста по центру страницы в одну (прим. 13 a) или две колонки (прим. 13 б), в зависимости от свободного места. Если куплетов нечётное число, то возможно их размещение сперва в две колонки, а оставшегося куплета посередине (прим. 13 в).

Пример 13 а

Пример 13 б

Пример 13 в

 

с. 309

Если длинный слог появляется в самом начале текста, то, насколько это возможно, необходимо отделять его от ключа, ключевых знаков и обозначения размера, таким образом, выравнивание слога по правому краю с нотой нежелательно. Допустимые варианты:

или но не

Пример 14

 

Чтобы словесные тексты (в особенности, вокальный текст) в нотах выглядели ровно, для их нанесения можно пользоваться вспомогательными линиями — направляющими (прим. 15)307. Согласно Гамблу, можно обходиться и без них («...но опытному гравёру не нужны эти вспомогательные линии»308), однако на практике ноты с криво напечатанным текстом можно увидеть довольно часто, особенно при производстве методом штамповки.



307 Molitor R. Der Werdegang der Musiknoten.— Leipzig, 1928.— S. 4.

308 Gamble W., Music Engraving and Printing.— London, 1923.— P. 133.

Пример 15