с. 73

Тед Росс

ПУНКТУАЦИЯ1

 

Пунктуация — это размещение музыкальных символов по горизонтали (ранжирование). Хотя этот процесс выполняется на основе математических вычислений, точное следование им не всегда преследуется. Поскольку существует очень много вариантов возможного сочетания графем, невозможно предусмотреть какие-либо конкретные правила и закономерности, которые охватывали бы все случаи. Обычно пунктуация соответствует одной из трёх категорий:



1 Глава из книги: Ross Ted. The Art of Music Engraving and Processing.— Miami Beach: Hansen Books, 1970.— P. 73–81 (Перевод П. Трубинова).


1. математически совершенная;

2. математически несовершенная;

3. определяемая подтекстовкой.

 

Нотные головки показывают, в какой момент нота начинает звучать. Пространство справа от них указывает на продолжительность звучания. С точки зрения математики пространство целой ноты должно быть в два раза больше пространства половинной. Пространство половинной — в два раза больше пространства четверти. Пространство четверти — в два раза больше пространства восьмой и так далее. Однако пространство не всегда математически строго пропорционально времени; из-за этого возникает совершенное и несовершенное математическое ранжирование. Хотя не существует определённых пропорций, которые можно было бы применять как универсальное правило, важно показывать явную разницу между пространствами более короткой и более длинной нот.

 
с. 74

До того, как начать размечать нотоносец на доске, гравировщик просмотрит его целиком, чтобы определить какие длительности на нём превалируют. Если восьмых больше, чем всех остальных, расчет будет вестись от восьмых. Если четвертей — то от четвертей. Если используется четвертная, то за базовую единицу расстояния берётся число спейсов2 между каждыми двумя четвертными нотами. Если используется восьмая, базовой единицей будет число спейсов между восьмыми. Гравировщик может настроить свой циркуль на три с половиной спейса для четверти, два с половиной спейса для восьмой, пять спейсов для половинной и т. д. После измерений на всём нотоносце с такими пропорциями, если ноты не помещаются на ширине нотоносца, гравировщик может сузить циркуль до трёх спейсов для четверти, двух для восьмой и т. д. Обычно нотоносец гравируется после второй или третьей попытки. Некоторые гравировщики сегодня оценивают ширину такта по символам, добавляют тактовые черты и делают разметку на глаз. Для этого следует подсчитать количество спейсов (или других единиц расстояния), приходящихся на каждый музыкальный символ и находя суммарную ширину такта. После того, как подсчитана ширина всех тактов, их следует суммировать и проверить, умещаются ли они на нотоносце. Если они не заполняют всего нотоносца, каждый такт следует увеличить, соблюдая те же пропорции, до тех пор, пока нотоносец не будет заполнен целиком (см. таблицу пропорций в такте).



2 Спейс (space) — условная единица измерения, применяющаяся при ранжировании нотного текста. Её величина зависит от раштра нотоносца и соответствует расстоянию между его соседними линейками.— Прим. перев.


Ширину тактов — от тактовой черты до тактовой черты — можно сравнивать только в том случае, если такты находятся на одном нотоносце. Другими словами, такт, состоящий из четырёх четвертных нот, будет занимать столько же места, сколько другой такой же такт, только тогда, когда они оба находятся на одном нотоносце, но если такой такт появляется на другом нотоносце, вовсе необязательно, что они будут одинаковой ширины. Аналогично, если половинные ноты принадлежат одному нотоносцу, их пространство будет одинаковым (за исключением нот со слогами текста, увеличивающими пространство). Это же правило применимо ко всем ранжируемым музыкальным символам.

 

Нужно сказать несколько слов относительно музыкального формообразования, соответствующего представлениям исполнителя и композитора. Речь идёт о дроблении, описываемом такими терминами, как часть, куплет, фраза, раздел или такт. Все эти построения разграничиваются одним и тем же музыкальным символом — тактовой чертой,— это обстоятельство даёт возможность получить представление о том, насколько важную роль играет тактовая черта в пунктуации. Есть целая школа, которая учит, что тактовую черту не следует принимать во внимание, поскольку пространство, выделенное для тактовой черты изолирует один такт от другого, прерывает поток музыки, и создаёт неудобства. Не вдаваясь в подробности этой теории, скажу, что я считаю тактовую черту достаточно важной, чтобы выделять для неё собственное место. В традиционной практике гравировки — практике, до сих пор применяемой большинством гравёров,— принято отводить тактовой черте один спейс (это место оставляется справа от тактовой черты перед первой нотой такта).

 

Как уже упоминалось в других разделах книги, гравёры измеряют расстояния от левого края символов. Например, расстояние между двумя четвертными нотами соответствует расстоянию между левым краем первой нотной головки (или паузы) и левым краем следующей:

 
с. 75

Такт с нотами равной длительности (без подтекстовки) будет ранжироваться следующим образом:

 

Между тактовой чертой и левым краем первой ноты — один спейс. Расстояния между нотами и между последней нотой и правой тактовой чертой одинаковы.

 

При машинной гравировке, и в большинстве других способов гравировки расстояния измеряются от центра нотных символов. При этом понадобилось бы отметить центр нашего первого символа после тактовой черты на расстоянии полутора спейсов от тактовой черты, вместо одного, как в предыдущем примере.

 

При совершенном математическом ранжире все ноты (или паузы) одинакового достоинства размещаются на одинаковом расстоянии. Попробуем начнать с ранжирования четырёх четвертных нот между двух тактовых черт. Для нахождения позиции (центра) первой ноты отступим полтора спейса от левой тактовой черты и поставим точку, указывающую на позицию центра первой ноты.

 

Следующий шаг — определить третью долю в такте, которая должна находиться точно посередине между точкой для первой доли и правой тактовой чертой. Поместим точку в этой позиции:

 

Далее найдём середину между первой и второй точками, и это будет вторая доля:

 

Для определения четвёртой доли найдём середину между третьей точкой и правой тактовой чертой:

 
с. 76

Таким образом строится совершенный математический ранжир такта, основанный на том, как этот такт звучит от первой его ноты до заключительной тактовой черты. Такое ранжирование можно осуществлять на глаз, без циркуля, обычно используемого гравировщиками. В одноголосной музыке в тактах с символами одной и той же длительности, если они не снабжены дополнительными обозначениями, используется совершенный математический ранжир. Такт на 6/8 и 3/4, при совершенном математическом ранжире будет выглядеть так:

 

Надо отметить, что у случайных знаков нет собственного временнóго значения и поэтому для них не должно выделяться дополнительное пространство, кроме тех случаев, когда ноты стоят так близко друг к другу, что между ними невозможно поместить знак. К сожалению, большинство гравировщиков выделяют дополнительное пространство для случайных знаков, даже когда это и не нужно — это сбивает равномерный поток долей.

 

Математически несовершенный ранжир — это система ранжирования, которая от нотоносца к нотоносцу может меняться, а может и оставаться прежней. У каждого гравёра могут быть свои тонкости, касающиеся пропорций; однако все мы, ранжируя ноты разной длительности, делаем разницу бросающейся в глаза. Такая система применяется чаще всего, так как обычно большинство тактов содержат ноты и паузы разной длительности.

 

Для того, чтоб увидеть отличия такого ранжира, давайте возьмём такт из четырёх четвертных нот с совершенным математическим ранжиром:

 

Расстояние между соседними четвертями составляет 31/2 спейса — примем его за единицу измерения. Теперь, если заменить залигованные четверти одной половинной нотой, выделенное для неё пространство составит равно полторы единицы и такт будет выглядеть следующим образом:

 
с. 77

Эта замена уменьшила величину такта на половину единицы или примерно на 13/4 спейса. Пространство, занимаемое четвертями, осталось прежним. Пространство половинной ноты (хоть и не в два раза большее, чем у четвертных) достаточно контрастно, чтобы создать психологическое ощущение, позволяющее правильно прочесть запись, даже если ноты заменить на точки.

 

Пространство, выделяемое для восьмых нот, несколько больше, чем 1/2 единицы (примерно 21/2 спейса). После замены одной четвертной ноты на две восьмые такт будет выглядеть так:

 

Эта замена увеличила ширину такта примерно на 1/2 единицы или на 11/2 спейса.

 

Когда ноты записаны штилями друг к другу, между ними следует добавлять лишних 1/2 спейса. Благодаря этому создаётся ощущение равномерности в появлении штилей:

 

Каждому символу соответствует своё количество спейсов пространства. Вот возможный набор пропорций:

 

= 31/2 спейса

= 43/4 спейса

= 21/2 спейса

= 3 спейса

= 71/4 спейса

 

При употреблении этих значений такты, состоящие из разных длительностей, с музыкальной точки зрения будут выглядеть пропорционально. Каждый такт будет иметь свою ширину. Когда остаётся лишнее пространство до заполнения всего нотоносца, каждый такт может быть пропорционально растянут.

 
с. 78

Следующая таблица показывает разные пропорции тактов с размером 4/4, и базовой единицей 31/2 спейса для четвертной ноты.

 




После того, как рассчитано место для такта с целой нотой, перед целой нотой делается отступ в 3 спейса вместо обычного 11/2 3. Такой отступ следует делать только в том случае, если кроме целой ноты в такте нет никаких других нот или пауз. Некоторые настаивают на помещении единственной целой ноты чуть левее центра такта — этого, однако, обычно делать не следует.

Если четыре такта паузы объединены в один такт (как показано в таблице), ширина такта примерно равна четырём единицам, то есть такая же, как у такта с четырьмя четвертными нотами. Если на том же нотоносце есть ещё многотактовая пауза, длительность которой меньше четырёх тактов, то ширина такта с такой паузой должна быть равна трём единицам. Если на том же нотоносце появляется многотактовая пауза длительностью больше четырёх тактов, то к её ширине добавляется ещё одна единица. Важно показывать разницу между тактами с большей и меньшей цифрами.

Если ноты стоят слишком близко друг к другу, так что невозможно поместить случайный знак или добавочную линейку, то можно увеличить расстояние между ними, но только там, где это действительно требуется.



3 Или, если считать до левого края ноты,— 21/2 спейса вместо 1.— Прим. перев.

с. 79

В нотном тексте, записанном на двух (или более) нотоносцах, пунктуация диктуется нотами с наименьшей длительностью:

 

В этом примере первая и вторая доли рассчитывались по четвертям с нижнего нотоносца, Третья и четвёртая — по восьмым на верхнем нотоносце.

 

Ниже показаны фрагменты нотоносца с гравировки на досках, демонстрирующие пунктуацию. Обратите внимание, что для случайных знаков было выделено дополнительное место:

 
 

Ранжирование по подтекстовке используется в тех случаях, когда в словах вокального текста слишком много букв, и они нарушают математический порядок ранжира. Текст не подгоняются под музыку, вместо этого ноты рассредоточиваются таким образом, чтоб уместились слова. При гравировке на досках иногда слова наколачиваются прежде, чем ноты. Слова, состоящие из коротких слогов обычно не вносят серьёзных изменений в ранжир, и такие слова располагаются прямо под нотной головкой. Длинные слоги начинаются левее нотной головки. Таким образом, слова должны располагаться не как получится, а по центру нотных головок, согласно, установившейся традиции. Приведённый ниже набор слов разной величины под нотной головкой показывает, как их центровать:

 
 
центр головки
центровано по промежутку между буквами
по левому краю «h»
} по правому краю «h»
центровано по промежутку между «r» и «o»
 
с. 80

В узких местах слова располагаются так, чтоб хотя бы какая-то часть слога находилась под соответствующей нотной головкой. Все слоги, распевающиеся более, чем на одной ноте (залигованные ноты или пассажи), должны начинаться на одном уровне с левым краем первой из слигованных нот:

 

Это правило очень строго соблюдается большинством гравировщиков на досках, и лишь немногие им пренебрегают. Лично я не вижу, чтобы это правило давало какой-то выигрыш с музыкальной точки зрения4.

 

Ниже приведён образец доски, награвированной с ранжиром по подтекстовке. Обратите внимание, что единственное место с плохим ранжиром — это между первой и второй долями, и причина тому — длинные слова:

В некоторых случаях ноты расположены так тесно, что какие-либо правила вообще неприменимы, и приходится ставить ноты сразу одна за другой без всякого соответствия (либо с очень незначительным соответствием) их длительности.



4 А между тем, выигрыш очевиден. Выравнивание распеваемых слогов по левому краю в большинстве случаев позволяет не нарушать нормальный ранжир. Посмотрите, что стало бы с ранжиром в следующем примере, если б слог «schaf» был центрирован:


Brahms J. Deutsches Requiem.— Ed. Peters, Nr. 3672.— P. 76.
(Прим. перев.)


ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ И НАПОМИНАНИЯ

 



с. 81

При пунктуации на двух нотоносцах вовсе необязательно, чтобы ноты, стоящие между долей на одном нотоносце точно соответствовали середине промежутка между долями на другом нотоносце. Надо лишь проявлять внимание и рассудительность, чтоб такая пунктуация не усложняла восприятие комплементарного ритма исполнителю. Нота, приходящаяся не на долю, на должна находиться слишком близко к ноте, приходящейся на долю. Это более заметно, когда нотоносцы стоят близко друг к другу, следовательно, при более широком расположении нотоносцев больше свободы в этом отношении. Ниже приводится пример такого типа пунктуации:


 

Если последняя нота нотоносца залигована с нотой на следующем натоносце, то при наличии подтекстовки справа от залигованной ноты следует добавить дополнительное пространство для размещения черты, продлевающей слог5:



5 В отечественном нотопечатании такая черта вышла из употребления ещё с советских времён, поэтому в добавлении лишнего места на залигованных распевающихся нотах нет необходимости.— Прим. перев.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В этом разделе мы хотели обсудить пунктуацию на основе традиционной практики, почти не изменившейся с начала восемнадцатого века. Мы можем, как многие аранжировщики и исполнители, перевести дыхание и спросить себя: для чего? Для чего вся эта точность в использовании определённого количества спейсов для разных нот; почему четвертные ноты, записанные на одном и том же нотоносце требуют после себя одного количества спейсов, в то время как такие же четвертные ноты, записанные на другом нотоносце требуют другого количества спейсов?

 

Те, кто не занимаются гравировкой нот и выпуском нотных изданий, могут на забивать себе голову обсуждаемым вопросом, для них большинство из этих правил — несущественные мелочи. Однако полезно помнить, что работа гравировщика состоит в том, чтобы придать нотному изданию художественный вид и сделать его легко читаемым. И хотя исполнитель часто не подозревает о существовании стольких правил ранжира и пунктуации, гармония правильно гравированных нот — огромная помощь в его исполнительском труде.