Специальная часть




Помимо указанных выше главнейших моментов, связанных с оформлением рукописи, необходимо указать еще на ряд моментов, обусловленных специфичностью отдельных видов музыкальной литературы.




1. Вокальная литература




17. В сольных вокальных произведениях текст пишется под вокальной строчкой четко и обязательно чернилами.




18. В том случае, когда в вокальных произведениях помимо русского имеется еще и иностранный текст, последний помещается под русским. Это правило соблюдается независимо от того, какой из двух текстов является оригинальным и какой переводным.

При издании музыкальной литературы, исполняемой на языках национальностей СССР, первым помещается текст на языке той национальности, для которой произведение предназначено.




19. В случае наличия нескольких куплетов, под вокальной строчкой не следует помещать более четырех строк литературного текста. Остальные куплеты помещать в колонку.




20. В вокальном тексте, как прозаическом, так и поэтическом, пунктуация должна быть везде строго соблюдена.




21. При подтекстовке стихов в вокальных произведениях не следует обозначать прописной (большой) буквой начало стихотворной строчки. Прописная буква употребляется только после знаков препинания, требующих ее, и для обозначения собственного имени. Исключения из этого общего правила должны быть специально оговорены редактором издания при сдаче рукописи в производство.




22. Помимо текста, подписанного под вокальной строчкой, к рукописи прилагается для сверки тот же текст на отдельных листах, напечатанный на машинке и тщательно выверенный.




23. Слоги слов, подписываемых под вокальной партией, стягиваются черточками — одной или несколькими в зависимости от большей или меньшей удаленности слогов друг от друга.

При переносе слов на следующую строчку перед первым слогом следующей строчки также ставится черточка. Разделение на слоги делается согласно орфографическим правилам.




24. В случае наличия в тексте тире оговаривать его для ясности на полях рукописи.




25. Слоги слов подписываются под нотами с таким расчетом, чтобы гласная лежала на одной вертикали с нотой, на которую слог падает.




26. В вокальной музыке возможны два вида группировок нот: 1) собственно вокальная и 2) инструментальная.

При вокальной группировке ноты пишутся с отдельными штилями в том случае, когда на каждый слог приходится по одной ноте, и объединяются вязками, если на один слог приходится по несколько нот. Инструментальная группировка применяется в тех случаях, когда в результате этого выигрывает ясность изложения (напр., в больших отрывках речитативного характера с метрически сложным рисунком).




27. В вокальных произведениях применяется особый и только единственный вид лиг — так называемая вокальная лига.

Вокальная лига ставится только в том случае, когда протяженность слога превышает длительность одной ноты. Такая лига охватывает собою весь ряд нот, соответствующих протяженности данного слога.


Если последний слог слова имеет протяженность, соответствующую ряду пот, охваченных вокальной лигой, то от этого слога проводится параллельная нотным линейкам прямая черта до той ноты, у которой оканчивается вокальная лига.




2. Партитуры




28. В партитурах необходимо соблюдать единство в отношении названий инструментов. Нередко в одном и том же сочинении рядом с итальянскими названиями можно встретить названия немецкие или французские. Так напр., пишут Violine вместо Violino; Tamboure militairc вместо Tamburo militare; Kontrabass вместо Contra-basso и т. д. Ради предупреждения подобного рода ошибок в конце инструкции прилагается таблица названий инструментов большого симфонического состава на русском, итальянском, немецком и французском языках. Тут же прилагается таблица сокращенных по принятому способу названий инструментов и их групп.




29. Порядковые номера инструментов (при обозначении вступающих или солирующих инструментов) помечаются римскими цифрами, а количество их — арабскими. Например: Corno I или Corno II и 2 Trombe или 3 Tromboni или (при игре в унисон двух или трех инструментов) — а 2, а 3 и т. п.




30. В тех эпизодах, в которых участвует не весь состав инструментов, автор должен точно указать наличный состав играющих инструментов.




31. Надлежит тщательно следить за тем, чтобы оттенки исполнения были проставлены у всех тех инструментов, к которым они относятся. В случаях общей динамической линии всего оркестра рекомендуется соответственные оттенки выставлять жирным шрифтом сверху, снизу и в середине партитурной страницы (над струнной группой). Однако наличие подобного рода общих для всех инструментов обозначений не исключает необходимости одновременно давать аналогичные обозначения в партиях тех инструментов, где эти обозначения выступают как детали на фоне общей динамической линии.




32. Партии однородных духовых инструментов, метрический рисунок которых не слишком сложен, обычно помещаются на одном общем нотоносце.




33. При одинаковом метрическом рисунке в партиях двух, трех (и более) однородных духовых инструментов (на одном нотоносце) ноты пишутся с общими штилями и вязками.

При наличии неодинакового метрического рисунка — каждый голос имеет самостоятельное направление штилей и вязок. В последнем случае все оттенки исполнения пишутся к каждому голосу отдельно.




34. Порядок расположения на партитуре инструментов симфонического состава следующий (начиная сверху): 1) деревянно-духовая группа (Фл.-пик., Б. флейты, Альтовая флейта, Гобои, Английск. рожок, Кларнеты, Бас-кларнет, Фаготы, Контрафагот). 2) Медная группа (Валторны, Трубы, Тромбоны, Туба). 3) Группа ударных (Литавры, Треугольник, Кастаньеты, Бубен, Мал. барабан, Тарелки, Б. барабан, Там-там), 4) Группа струнных.

В партитурах большого симфонического состава встречаются еще следующие инструменты: Колокольчики, Ксилофон, Челеста, Арфа, Ф-п., помещаемые между группами ударных и струнных, а также такие, как Гекельфон и т. п., помещаемые в их семействе по высоте (напр. Гекельфон, являющийся баритоновым гобоем, помещается под английским рожком, или саксофоны — под кларнетами). Партии голосов, как соло, так и хора, а также концертирующих инструментов помещают над группой струнных.

Некоторые композиторы придерживаются несколько иного порядка расположения инструментов, напр, партию труб помещают выше партии валторн или группу ударных — ниже струнной.

В партитурах для духового оркестра инструменты до последнего времени располагались в следующем порядке: Флейты, Кларнеты, Корнеты, Трубы, Альты, Валторны, Теноры, Баритон, Басы и ударные (Треуг., Бубен, М. барабан, Тар., Б. барабан).

Сейчас Музгизом вводится следующий порядок: Флейты, Кларнеты, Валторны, Трубы, Тромбоны, Ударные, Корнеты, Альты, Теноры, Баритоны, Басы.

В партитуре для домрово-балалаечного состава: Домры-пикколо, Малые домры, Альты, Б. домры, Гусли, Ударные (Литавры, Б. барабан), Балалайки (Примы, Секунды, Альты, Басы, Контрабасы).




35. В оригинальных произведениях для оркестра нотация партий транспонирующих инструментов должна соответствовать строям, употребляемым для этих инструментов в современном оркестре.

Примечание.  Допустимо однако партитуру излагать в действительной звучности, но с указанием на ней, в каких строях инструменты исполняют свои партии.




36. Партитура представляемого сочинения является единственным подлинным документом, вмещающим в себе все знаки исполнения для отдельных партий (штрихи, апликатура, динамические, темповые обозначения и т. д.).




37. В соответствии с группировкой инструментов нотные станы партий однородных инструментов обрамляются прямыми акколадами.

При малом составе симфонического оркестра отдельные акколады имеют деревянно-духовая группа, каждый вид медной группы и струнный квинтет. Струнный квинтет имеет дополнительные акколады: одну для I и II скрипок и другую — для виолончели с контрабасом.

В тех случаях, когда нотный материал инструментов, играющих divisi, располагается на двух строчках, последние также обрамляются добавочной акколадой.

Исключение составляют такие инструменты, как челеста, арфа, ф-п., орган и фисгармония, нотоносцы которых обрамляются витой акколадой:

При большом составе симфонического оркестра, когда партии флейт,гобоев, кларнетов и фаготов пишутся на двух строчках, каждый вид деревянно-духовой группы может иметь самостоятельную акколаду.

В партитурах для духового оркестра отдельные акколады имеют кларнеты, корнеты, альты с валторнами и теноры.

В партитурах для домрово-балалаечного состава отдельные акколады имеют: группа домр и группа балалаек; гусли имеют витую акколаду.




38. Как в мелких, так и в больших партитурах на протяжении всего сочинения проставляются цифры.