Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]



23.01.2002

3. Какой длины вязка?
А точнее, её обрубок

Вот совершенно не собирался писать подряд два раздела с похожими названиями. Однако на днях обнаружил в своём ящике такое письмо:


From: Marie
Sent: 20. January 2002 12:14
To: Troubinov Petr (NET-OSS/Espoo)
Subject: RE: From Marie

привет!!!
запахло весной, а у меня все равно возникают вопросы.. к тому же формулируются исключительно непонятно
1) как все-таки изменить длину вязок 16тых (или 32х) внутри группировки 8ая нота - 16тая пауза - 16тая нота - 8ая нота - 16тая пауза - 16тая нота: они получаются слишком длинными, это какая-то общая установка?
2) как сделать так, чтобы в типично скрипичной фактуре - 4 шестнадцатых записаны как 2 вязки: 1я с 3й вверх и 2я с 4й вниз - сделать вязки 16тых непрерывными, чтобы 2я черточка не скрывалась на месте скрытой ноты (или это можно сделать без скрытых нот...)
best regards
МП

Действительно, формулируются вопросы не очень понятно. Но попробуем разобраться. При попытке набрать в нулевом шаблоне (договоримся называть нулевым шаблоном новый файл, полученный с помощью команды File / New / Document Without Libraries) 2002-го Finale упомянутые ритмические фигуры, получается следующее:

Конечно, не идеально, однако нельзя сказать, что внутренние обрубки вязок «получаются слишком длинными». Вероятнее всего, у Marie (автора письма) оказалась включена опция Options / Document Settings / Beaming / Extend Secondary Beams Over Rests, в результате чего изображение на её экране отличалось от нашего:

Несложно догадаться, почему эта опция оказалась включена. Скорее всего, в этом же файле встречаются группы из нескольких шестнадцатых (или тридцатьвторых, что более наглядно), включающие паузу, которые Finale испокон веков не умела изображать правильно (см. вариант слева), и только благодаря включению упомянутой выше опции (или её аналога в более ранних версиях) выходила из положения (вариант справа):

Однако, разрешая рёбрам простираться над паузами, Finale лишает нас возможности пользоваться обрубками вязок, с чем и столкнулась Marie.

Поскольку данная настройка (как и многие другие) является в Finale глобальной для всего документа, то проблема возникает в том случае, когда в одном и том же файле должны присутствовать фигуры двух видов: содержащие короткие рёбра рядом с паузами и длинные рёбра над паузами. Выбирая, ставить галочку или нет, мы выбираем, какими фигурами мы будем жертвовать: первыми или вторыми.

Выбор не богат. Однако решающим обстоятельством будет следующее: если галочка не стоит, то из коротких рёбер можно сделать длинные вручную, а если галочка стоит, то из длинных рёбер сделать короткие практически невозможно.

Итак, возвращаемся к самому начальному примеру. Вот, что должно получиться в результате:

Как это сделать? Прежде всего, обязательно убрать галочку Options / Document Settings / Beaming / Extend Secondary Beams Over Rests. Первые две группы примут нормальный вид, и работать придётся над последней, состоящей из четырёх нот и двух пауз.

При помощи инструмента (Secondary Beam Break Tool) разлепляем тридцатьвторую и шестнадцатую, находящиеся в середине группы: нужно дважды щёлкнуть по квадратику над шестнадцатой, затем в появившемся окне поставить галочки у 16th и 32nd. Должно получиться так:

Теперь нужно соединить пары обрубков от шестнадцатых вязок. Для этого воспользуемся инструментом (Beam Extension Tool): дважды щёлкнем по каждому из квадратиков этой группы и укажем, что мы будем вытягивать не восьмую (убрать 8th), а шестнадцатую (поставить 16th) вязку. После этого тянем квадратики по направлению к середине группы (правый влево, а левый — вправо). Удалось?

Но вот незадача. Если внимательно приглядеться к получившейся картинке, то можно заметить, что у левого края ребра появился небольшой зазор. Он был виден и на той картинке, после которой шли слова «Как это сделать?», а вот он в увеличении:

Зазор появился в тот момент, когда мы вытягивали левый обрубок шестнадцатой вязки по направлению к тридцатьвторой. Возможно, кто-то махнёт рукой и скажет, что это незаметно. Согласен, незаметно. Но противно. Единственный способ борьбы с этим явлением, который я вижу, это не трогать левый кусочек вязки вообще, а правый дотянуть до левого края. В этом случае мы потеряем разбиение группы на две подгруппы, так как шестнадцатая вязка будет сплошная (как и восьмая). Однако в случае, если подгрупп будет более двух, то этот способ остаётся вообще единственно возможным, так как вытягивать возможно только два крайних кусочка вязок, а среднюю подгруппу прикрыть будет нечем:

А если вытянуть правый кусочек ребра на всю длину, то тогда будут и группы сыты, и вязки целы:

Остался ещё второй вопрос Marie... Но, во-первых, уже спать пора, а во-вторых, надо ещё уточнить у Marie, что она имела в виду. Так что, до следующего раза.


назад содержание вперед