11.01.2006
28. Транспортные проблемы
— Это у тебя откуда фингал?
— Кондуктор поставил…
— За что?
— А я на трубе играл…
— В трамвае???
— Ну а что… На последней репетиции мне шеф сказал, чтоб я в транспорте играл…
(Из разговора двух музыкантов)
Как известно, некоторые инструменты оркестра (например, кларнет, английский рожок, валторны и трубы) записываются в транспорте. Это означает, что в партитуре записаны одни ноты, а звучат — другие. Соответственно, при ключе в партии таких инструментов будут стоять знаки другой тональности, нежели во всех остальных партиях. Например, если у флейты стоят знаки ля-бемоль мажора (четыре бемоля), то у английского рожка должен быть ми-бемоль мажор (три бемоля), а у кларнета — си-бемоль мажор (два бемоля). А чтобы прозвучала нота до, у рожка в партии должна быть записана соль, а у кларнета — ре.
Для реализации такой записи в Finale предусмотрены специальные средства. Прежде чем вводить ноты транспонирующей партии, зайдтие в настройки её нотоносца при помощи инструмента (Staff Tool). Нажмите кнопку
рядом с указанием :В появившемся диалоге Staff Transposition выберите из раскрывающегося списка
строй инструмента:В приведённом примере строчка «(Bb) Up M2, Add 2 sharps» означает, что выбран строй си-бемоль (Bb), при котором запись будет осуществляться на большую секунду выше (Up M2) реального звучания, а в ключевых знаках будет на два диеза больше (Add 2 sharps), или, что то же самое, на 2 бемоля меньше. Галочка
, появившаяся автоматически, означает, что при превышении максимального количества ключевых знаков, они будут обращены на противоположные. Например, если в основной тональности было пять диезов (си мажор), то в транспонирующей партии вместо семи диезов (с добавленными двумя) при ключе будет записано пять бемолей. Два числовых поля в приведённом диалоге позволяют указывать любой строй, не выбирая его из списка. В нашем случае эти значения установились автоматически.Вот как будет выглядеть группа деревянных духовых после проделанных манипуляций:
Впрочем, это ещё не всё. Согласно отечественной традиции, валторны и трубы в симфонической партитуре записываются без ключевых знаков, независимо от своего строя. Все знаки пишутся при нотах. Первое, что приходит на ум, это убрать галочку Key Signatures в разделе Items to Display параметров нотоносца. Однако это действие приведёт лишь к половине желаемого результата: ключевые знаки будут спрятаны, но при нотах не появятся. И, хотя при проигрывании Finale исполнит верные ноты, музыкант, читающий полученную запись, альтерацию соблюсти не сможет. Не даёт нужного результата и параметр Ignore Key Signatures в настройках нотоносца. При его активизации все ноты партии переносятся в до мажор.
Правильным решением в данной ситуации является указание для отдельной партии своей собственной тональности. Это должна быть тональность, соответствующая строю инструмента, его «домашняя» тональность. Так, для трубы in B это си-бемоль мажор, для валторны in F — фа мажор, для литавр (у которых тоже иногда не указывают ключевые знаки) это до мажор. Эта тональность должны быть указана для выбранной партии на протяжении всего произведения, независимо от того, в какой тональности записаны остальные инструменты, и невзирая на смену ключевых знаков на протяжении произведения.
Для того, чтобы индивидуальный выбор тональности для отдельной партии стал возможен, нужно снова зайти в настройки её нотоносца при помощи инструмента (Staff Tool) и поставить галочку
в рамке :Теперь при включении инструмента (Key Signature Tool) в каждой партии с возможностью установки индивидуальной тональности в начале каждого такта появится по дополнительному квадратику-манипулятору:
Установите для валторн и труб соответствующие им тональности (фа мажор для валторн и си-бемоль мажор для труб). Проследите, чтобы в диалоге выбора тональности был отмечен вариант «с такта 1 до конца пьесы» (
). Если ноты партии уже набраны, то обязательно в рамке выберите вариант (Оставлять ноты на своих местах согласно написанию):По завершении операции вы увидите, как знаки исчезнут от ключа и появятся при нотах: