Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]


Нам помогают:
кожаные сумки бу olx

11.01.2006

28. Транспортные проблемы

— Это у тебя откуда фингал?

— Кондуктор поставил…

— За что?

— А я на трубе играл…

— В трамвае???

— Ну а что… На последней репетиции мне шеф сказал, чтоб я в транспорте играл…

(Из разговора двух музыкантов)

Как известно, некоторые инструменты оркестра (например, кларнет, английский рожок, валторны и трубы) записываются в транспорте. Это означает, что в партитуре записаны одни ноты, а звучат — другие. Соответственно, при ключе в партии таких инструментов будут стоять знаки другой тональности, нежели во всех остальных партиях. Например, если у флейты стоят знаки ля-бемоль мажора (четыре бемоля), то у английского рожка должен быть ми-бемоль мажор (три бемоля), а у кларнета — си-бемоль мажор (два бемоля). А чтобы прозвучала нота до, у рожка в партии должна быть записана соль, а у кларнета — ре.

Для реализации такой записи в Finale предусмотрены специальные средства. Прежде чем вводить ноты транспонирующей партии, зайдтие в настройки её нотоносца при помощи инструмента (Staff Tool). Нажмите кнопку Select рядом с указанием Transposition:

В появившемся диалоге Staff Transposition выберите из раскрывающегося списка Key Signature строй инструмента:

В приведённом примере строчка «(Bb) Up M2, Add 2 sharps» означает, что выбран строй си-бемоль (Bb), при котором запись будет осуществляться на большую секунду выше (Up M2) реального звучания, а в ключевых знаках будет на два диеза больше (Add 2 sharps), или, что то же самое, на 2 бемоля меньше. Галочка Simplify Key, появившаяся автоматически, означает, что при превышении максимального количества ключевых знаков, они будут обращены на противоположные. Например, если в основной тональности было пять диезов (си мажор), то в транспонирующей партии вместо семи диезов (с добавленными двумя) при ключе будет записано пять бемолей. Два числовых поля в приведённом диалоге позволяют указывать любой строй, не выбирая его из списка. В нашем случае эти значения установились автоматически.

Вот как будет выглядеть группа деревянных духовых после проделанных манипуляций:

Впрочем, это ещё не всё. Согласно отечественной традиции, валторны и трубы в симфонической партитуре записываются без ключевых знаков, независимо от своего строя. Все знаки пишутся при нотах. Первое, что приходит на ум, это убрать галочку Key Signatures в разделе Items to Display параметров нотоносца. Однако это действие приведёт лишь к половине желаемого результата: ключевые знаки будут спрятаны, но при нотах не появятся. И, хотя при проигрывании Finale исполнит верные ноты, музыкант, читающий полученную запись, альтерацию соблюсти не сможет. Не даёт нужного результата и параметр Ignore Key Signatures в настройках нотоносца. При его активизации все ноты партии переносятся в до мажор.

Правильным решением в данной ситуации является указание для отдельной партии своей собственной тональности. Это должна быть тональность, соответствующая строю инструмента, его «домашняя» тональность. Так, для трубы in B это си-бемоль мажор, для валторны in F — фа мажор, для литавр (у которых тоже иногда не указывают ключевые знаки) это до мажор. Эта тональность должны быть указана для выбранной партии на протяжении всего произведения, независимо от того, в какой тональности записаны остальные инструменты, и невзирая на смену ключевых знаков на протяжении произведения.

Для того, чтобы индивидуальный выбор тональности для отдельной партии стал возможен, нужно снова зайти в настройки её нотоносца при помощи инструмента (Staff Tool) и поставить галочку Key Signature в рамке Independent Elements:

Теперь при включении инструмента (Key Signature Tool) в каждой партии с возможностью установки индивидуальной тональности в начале каждого такта появится по дополнительному квадратику-манипулятору:

Установите для валторн и труб соответствующие им тональности (фа мажор для валторн и си-бемоль мажор для труб). Проследите, чтобы в диалоге выбора тональности был отмечен вариант «с такта 1 до конца пьесы» (Measure 1 through end of piece). Если ноты партии уже набраны, то обязательно в рамке Transposition Options выберите вариант Hold notes on original pitches Chromatically (Оставлять ноты на своих местах согласно написанию):

По завершении операции вы увидите, как знаки исчезнут от ключа и появятся при нотах:


назад содержание вперед