2.02.2003
21. Каскадные репризы
В записи современной музыки с элементами алеаторики часто используются знаки репризы, выставленные не через всю систему, а индивидуально у каждой партии в своё время. Например, так (стрелка в конце строки может иметь любую длину):
Для выполнения этой задачи нам понадобится создать три стиля нотоносца:
- No Repeats (Без знаков репризы),
- No Rests (Без пауз) и
- No Barlines (Без тактовых черт).
Определяя их параметры, сбросим для каждого из стилей по одной галочке: в первом — Repeat Bars, во втором — Display Rests in Empty Measures, а в третьем — Barlines.
Обычным образом набираем нотный текст и расставляем знаки репризы (стрелки ставятся через инструмент Custom Line из палитры Smart Shape, и для простоты картины сейчас мы о них забудем):
Теперь применим к набранному фрагменту созданные стили следующим образом:
Самое главное это применение стиля No Repeats к тем нотоносцам, где нужно скрыть знаки репризы. Стиль No Rests мы применили к тем тактам, которые идут после знаков репризы в каждом нотоносце, а стиль No Barlines — к тем тактам, у которых справа не должно быть тактовой черты. Если приглядеться, то можно заметить, что к последнему такту строки мы этот стиль применять не стали, чтобы закрывающая тактовая черта справа на всех нотоносцах осталась. Кроме того, мы применили этот стиль в тех тактах, где стоят знаки обратной репризы,— иначе к и без того толстой черте этих знаков добавилась бы еще и толщина тактовой черты (сравните иллюстрации справа: на верхней тактовая черта не скрыта, и потому знак репризы оказывается толще). На некоторых принтерах между толстой чертой знака репризы и тактовой чертой мог бы даже появиться еле заметный (но весьма некрасивый) белый зазор. Чтобы зазора не было, имеет смысл всегда скрывать тактовую черту, совпадающую со знаками репризы. В традиционной музыке это можно сделать даже без использования стилей — при помощи инструмента (Measure). |
|