Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]



3.04.2002

17. Смена знаков по-русски
(не денежных, ключевых)

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.

Р. Киплинг / Е. Полонская

 

Идея выпускать ноты в России при помощи программы Finale приходит к нам от безысходности: потому что у нас нет соответствующей русской программы. Однако ж, Coda Music Technology (известная ныне как подразделение MakeMusic) создавала свое детище, рассчитывая на американских нотоиздателей, следующих, естественно, американским традициям. И, вероятно, доля российских пользователей в числе зарегистрированных покупателей программы настолько мала, что вряд ли можно ожидать проявления какого-либо внимания к нуждам нашего человека со стороны акул американского бизнеса.

Вопрос элементарный. Как заставить Finale при смене ключевых знаков следовать российской традиции, а не американской. Отличие этих традиций очевидно из примеров:


по-русски


по-американски

По обеим традициям бекары, отменяющие предыдущие знаки, записываются перед новыми знаками. Однако в американском варианте и те, и другие стоят после тактовой черты, а в русском бекары появляются слева от нее. Даже если справа не будет ни одного нового знака.

Finale самостоятельно умеет нотировать только согласно второму варианту, американскому. Для того, чтобы сделать по-русски, придется повозиться.

Этап I. Набираем ноты и вставляем лишний такт в момент смены знаков:

Смена знаков распадается на две: отмена предыдущих (бекарами) и установка новых, в нашем случае бемолей. Бекары ставим в «лишнем» такте, просто отменяя предыдущие ключевые знаки при помощи инструмента (Key Signature Tool), а бемоли — на своем месте.

 

Этап II. Прячем целую паузу в лишнем такте. Это можно сделать разными способами. Например, поставив там скрытую паузу или ноту. А лучше — применив к этому такту в режиме (Staff Tool) специально для этого созданный стиль нотоносца, свойством которого будет одна единственная убранная галочка: Display Rests in Empty Measures:

 

Этап III. Убираем тактовую черту перед «лишним» тактом и устанавливаем его ширину равной 0. Для обеих этих операций понадобится инструмент (Measure Tool), почему мы и объединяем их в один этап.

Тактовую черту можно сделать невидимой, лишь щелкнув правой кнопкой мыши по верхнему квадратику этой тактовой черты и в появившемся контекстном меню выбрав Invisible Barline.

Чтобы сделать ширину «лишнего» такта равной нулю, нужно дважды щелкнуть по нему и в появившемся диалоге поменять значение рядом с Change Width на 0. Должно получиться следующее:

Не забудьте, что если у вас в меню Edit не стоит галочка Automatic Update Layout (а для более быстрой работы с большими файлами ее часто убирают), то после изменения ширины такта следует нажать Ctrl+U, иначе всё высвободившееся благодаря этому такту пространство будет добавлено к последнему такту, а не равномерно распределено по всей строке.

 

В принципе, на этом можно было бы остановиться, если бы не два обстоятельства: одно важное, другое — не очень.

Не очень важное обстоятельство заключается в том, что вам может захотеться разделить бекары и бемоли не одинарной тактовой чертой, а двойной — так делают, когда смена ключевых знаков совпадает со сменой размера, темпа или началом важного раздела формы. А во времена венских классиков двойную черту ставили при смене знаков вообще всегда. Технология замены одинарной черты на двойную точно такая же, как и для того, чтобы сделать черту невидимой: находясь всё в том же режиме (Measure Tool).

Важное обстоятельство заключается в том, что скомканный нами лишний такт сосчитан программой за вполне полноценный, и если мы пользуемся нумерацией тактов, то получим следующее:

Внимательно сосчитав такты, мы увидим, что вторая строчка начинается с семнадцатого такта, хотя стоит номер 18. Решение проблемы состоит в том, чтобы создать новый регион для нумерации тактов. Итак,

 

Этап IV. Исправляем нумерацию. Находясь в режиме (Measure Tool), заходим в Measure / Measure Numbers / Edit regions. Там мы увидим параметры текущего нумерационного региона, что-то вроде этого:

Это означает, что входящие в регион 1 такты с 1 по 999 будут пронумерованы с 1 по 999. Нужно изменить верхнюю границу (в поле Through) этого региона с 999 на 14, так чтобы он заканчивался непосредственно перед добавленным нами пустым тактом. После этого следует добавить (нажав кнопку Add) еще один регион, который будет начинаться сразу после этого пустого такта, то есть с такта 16 (это задается в поле Includes Measure), но будет иметь номера, начиная с 15 (поле First Measure in Region). Таким образом, картинка должна стать такая:

А в нотах такты окажутся пронумерованы правильно, то есть, тоже по-русски.


назад содержание вперед