Новости


Русская книга о Finale выставлена в Москве на Всероссийской книжной ярмарке (12–16 марта), в первый день которой состоялась презентация книги с участием С. Лебедева. [16.03.2003]


Познакомьтесь с Инструкцией для авторов по оформлению нотной рукописи и правке корректуры. Это издание 1934 года сегодня не только представляет собой историческую ценность, но и может напомнить о некоторых очевидных, но многими забытых вещах. [3.02.2003]


Tobias Giesen в своих чрезвычайно полезных инструментах не предусмотрел экспорта / импорта настроек. Например, если на своём домашнем компьютере вы запрограммировали горячие клавиши, то, для того, чтобы пользоваться ими на работе, вам нужно будет повторить все действия на офисном компьютере ещё раз. Заново придётся программировать клавиши и после переустановки Windows. Впрочем, проблема решается. После настройки TGtools зайдите в редактор реестра Windows и запишите в файл содержимое ветви HKEY_CURRENT_USER \ SOFTWARE \ SOMUSQUE. После этого достаточно запустить сохранённый файл на любом компьютере, и Finale начнёт отзываться на ваши любимые клавиши. [20.01.2002]


В Finale 2002, наконец-то, появилась регулировка боковых штрихов для половинных и целых пауз. Теперь, чтобы было ясно, висит «кирпич» или лежит (когда он вне стана), не нужно пользоваться своим собственным шрифтом для пауз, а достаточно лишь установить параметры Left Half Rest и Right Half Rest в окошке Options / Document Settings / Lines равными 10e. [8.01.2002]



6.05.2002

14. Организация повторов

Реализация реприз, вольт, код и фонарей в Finale достаточно простая и очевидная — что касается прямого назначения программы, а именно: ввода нотного текста для печати. Но наборщикам не чуждо ничто человеческое, и им, порой, любопытно бывает послушать, что же такое они набрали. Они готовы закрыть глаза (или уши?) на «механический звук», отсутствие агогики и всё такое, однако хотелось бы прослушивать набранный материал в правильной последовательности.

Данный выпуск нотоводства будет представлять собой лишь памятку для задания нужного порядка при проигрывании в произведениях с повторами.

В классическом случае организация повтора требует наличия в нотах четырёх элементов:

Буквами x, y, v1 и v2 на схеме обозначены номера тактов, где должны располагаться знаки прямой и обратной реприз и первой и второй вольт соответственно.

Вставка нужных элементов происходит при помощи инструмента (Repeat Tool). После щелчка на нужном такте появляется диалог, в котором можно выбрать подходящий знак. Из четырех предлагаемых обозначений нам понадобятся только три: первое (знак прямой репризы), второе (знак обратной репризы) и четвертое (знак вольты). Третье (знак репризы, совмещённый с вольтой) предусмотрено для тех редких случаев, когда нужно закончить первую вольту, начавшуюся на предыдущей системе (редких, потому что хороший верстальщик по возможности старается избегать разбиения вольт, а если вольта занимает столько тактов, что её невозможно не разбить, то, вероятно, лучше выписать повтор целиком или воспользоваться фонарями). Мы будем устанавливать знаки реприз отдельно, а знаки вольт — отдельно.

 

Шаг I: Прямая реприза

Знак прямой репризы ставится только в тех случаях, когда его такт (такт x на схеме) не является самым первым тактом произведения (части). Никакой функциональной нагрузки этот знак не несёт, и у него отсутствуют какие-либо параметры. Он служит точкой, к которой осуществляется переход, и всё, что нам от него надо, это запомнить номер такта, в который мы его поставили — то самое число x.

 

Шаг II: Обратная реприза

Для знака обратной репризы следует указать всего три параметра:


Target measure: x
Repeat Action: Repeat Until Total Passes
Total Passes:
2

Это означает: «переходить к такту x», «повторять до достижения числа проходов» и «число проходов — 2». Последние два параметра это перестраховка. Их нужно было бы устанавливать только в тех случаях, когда знак репризы появляется без знака вольты. В нашем же примере можно установить Repeat Action: Always Jump и не думать о цифре в поле Total Passes — о ней придётся позаботиться в установках первой вольты.

 

Шаг III: Первая вольта

Если вольта охватывает несколько тактов, то знак следует привязывать к первому из них, а затем вытягивать его над остальными, закрывая правую часть скобки (а если вольта продолжается на следующей системе, то оставляя открытой). Помимо текста, который мы хотим увидеть под скобкой (обычно это цифра с точкой или слова «Для повторения») в настройках первой вольты необходимо установить следующее:


Target measure: v2
Jump On Total Passes
Total Passes:
1

Первый параметр означает номер такта, на который следует перепрыгивать для исполнения второй вольты. Думаю, что проще установить флажок Relative Jump и задать вместо номера такта количество тактов между началами первой и второй вольт (как правило это 1 или 2 такта — гораздо проще, чем узнавать номер такта, в котором начинается вторая вольта).

Что касается последних двух параметров (которые не нужно менять, так как они находятся в таком положении изначально), то они должны были бы означать «Переходить ко второй вольте после проигрывания указанного числа раз» и «Количество раз» соответственно. Однако будьте бдительны! В результате бага Finale (сообщаем о нём под номером 17) эти параметры переводятся несколько иначе: «Переходить ко второй вольте, если сейчас номер прохода не тот, что указан в „Количестве раз“».

Таким образом первую вольту можно использовать только для однократного проигрывания. При попытке воспользоваться ею для исполнения нескольких куплетов, она откажется исполняться вообще: так как если мы поставим в «Количество раз» число, отличное от 1, то при первом же проигрывании произойдёт переход ко второй вольте, и больше повторов не будет.

 

Шаг IV: Вторая вольта

Здесь не нужны никакие установки, так как знак второй вольты, подобно знаку прямой репризы, используется только как пункт, к которому осуществляется переход.

 

Вот и всё, что нужно знать для организации правильного проигрывания повторов в Finale. В одном из ближайших выпусков мы рассмотрим, как расставлять фонари и сеньо, а также, как использовать знак вольты не по его прямому назначению.


назад содержание вперед